Наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими педагогического стажа или имеющими педагогический стаж не более трех лет. Оно предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать
имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
Наставничество организуется на основании приказа директора школы.
Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по УВР и руководители методических объединений.
Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
Заместитель директора по УВР представляет назначенного молодого специалиста учителям школы, знакомит с приказом о закреплении за ним наставника; создает необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; посещает отдельные учебные занятия и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом; консультирует
наставников по вопросам форм и методов работы, основам педагогики и психологии, оказывает им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами и др.
Все стороны наставнической деятельности в образовательном учреждении определяются Положением о наставничестве, регламентирующим эту процедуру, критерии отбора наставника, его обязанности и мотивацию.
Работа наставников должна быть отражена в планах работы школы, методических объединений, протоколах заседаний педагогического совета, методических объединений,
на которых рассматривались вопросы наставничества.
Содержание работы с молодыми специалистами в учреждении образования определяется по итогам выявления затруднений в организации образовательного процесса, с учетом потребностей молодых учителей в профессиональной адаптации и личностно-профессиональном становлении.
Работа с молодыми педагогами организуется в соответствии с принципом
«восхождения»: сначала профессиональная адаптация молодого педагога, затем развитие
у него педагогической компетенции и, наконец, воспитание стремления к творчеству в педагогической деятельности.
Профессиональная адаптация молодого педагога.
План работы наставника по адаптации молодого специалиста к педагогической
деятельности состоит из трех частей — подготовительной, общей и индивидуальной.
Для адаптации к педагогической деятельности молодой специалист составляет под
руководством наставника План профессионального становления.
План рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается
на НМС и утверждается директором.
Как правило, план профессионального становления состоит из двух частей:
— вхождение в должность;
— работа в должности.
Раздел «Вхождение в должность» рассчитан на первый месяц работы. Обычно он составляется по окончании первой недели работы молодого специалиста совместно с наставником и согласовывается с руководителем методического объединения. Этот этап предполагает полное освоение молодым специалистом своих должностных обязанностей, хорошую ориентацию в деятельности и структуре школы.
Раздел «Работа в должности» рассчитан на оставшийся период наставничества. В
данный раздел включаются следующие вопросы:
— изучение основ педагогики и психологии;
— изучение вопросов организации образовательного процесса;
— работа по освоению учебного предмета;
— самостоятельная работа по теме самообразования;
— работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
— общественная работа, участие в предметном месячнике, заседаниях методического объединения.
По завершении периода адаптации наставник составляет заключение, в котором определяет эффективность адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности.
Результаты работы наставника заслушиваются на заседании методического объединения. Важно, чтобы заместитель директора по УВР совместно с членами методического объединения после окончания адаптационного периода определил дальнейшие пути совершенствования педагогического мастерства молодого специалиста согласно полученным им рекомендациям от наставника.
В соответствии с планом работы учреждения на учебный год проводятся обучающие занятия для начинающих педагогов. Тематика занятий определяется в соответствии с актуальными вопросами профессиональной деятельности, без знания которых процесс становления молодого специалиста будет несовершенным.
Одной из самых необходимых и эффективных форм работы с молодыми
специалистами является консультация, которую могут проводить представители
различных служб учреждения образования. Очень актуальной будет консультация психолога, который познакомит педагогов с особенностями классных коллективов, методами и приемами работы с ними. Необходимой является встреча с классными
руководителями тех классов, с которыми молодой учитель начнет свою работу. Очень важна индивидуальная консультация учителя-наставника и заместителя директора по УВР
после посещения учебных занятий, которая представляет собой подробный анализ их результативности, а также всех позитивных и негативных моментов.
Примерные темы индивидуальных консультаций для молодых педагогов:
— «Оформление и ведение классных журналов»;
— «Составление календарно-тематического планирования»;
— «Ведение контрольных и рабочих тетрадей»;
— «Оформление поурочного планирования»;
— «Организация факультативных занятий»;
— «Оформление и разработка планов воспитательной работы»;
— «Качественная организация оценочной деятельности»;
— «Оформление темы по самообразованию»;
— «Оформление личного портфолио учителя» и т.д.
В работе с молодыми специалистами правомерны все виды самоконтроля:
— обзорный контроль. Его цель — общее ознакомление с профессиональным уровнем
работы молодого специалиста. Он проводится путем посещения всех учебных занятий и внеклассных мероприятий по предмету по какой-либо теме;
— предупредительный контроль. Его цель — выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста;
— повторный контроль позволяет проверить устранение недостатков при обзорном и предупредительном контроле;
— персональный контроль, который позволяет изучить всю работу молодого специалиста за определенный период времени;
— фронтальный контроль, при котором проверяются знания, умения и навыки учащихся, состояние и ведение школьной документации (планы, ведение ЭЖ, тетради и дневники учащихся и т.д.);
— классно-обобщающий контроль, если в одном классе работает несколько молодых специалистов.
Наставник сопровождает и оценивает работу нового сотрудника. Молодой
специалист представляет наставнику отчеты о работе, проделанной в соответствии с индивидуальным планом. Наставник оценивает работу и докладывает результаты заместителю директора по УВР или руководителю методического объединения.
По итогам каждого полугодия наставники и заместитель директора по УВР
анализируют результаты деятельности молодых учителей, определяют перспективы их дальнейшей работы.