МБОУ «СОШ №64»

Наставничество

Наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми учителями, не имеющими педагогического стажа или имеющими педагогический стаж не более трех лет. Оно предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать

имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

Наставничество организуется на основании приказа директора школы.

Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по УВР и руководители методических объединений.

Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.

Заместитель директора по УВР представляет назначенного молодого специалиста учителям школы, знакомит с приказом о закреплении за ним наставника; создает необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; посещает отдельные учебные занятия и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом; консультирует

наставников по вопросам форм и методов работы, основам педагогики и психологии, оказывает им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами и др.

Все стороны наставнической деятельности в образовательном учреждении определяются Положением о наставничестве, регламентирующим эту процедуру, критерии отбора наставника, его обязанности и мотивацию.

Работа наставников должна быть отражена в планах работы школы, методических объединений, протоколах заседаний педагогического совета, методических объединений,

на которых рассматривались вопросы наставничества.

Содержание работы с молодыми специалистами в учреждении образования определяется по итогам выявления затруднений в организации образовательного процесса, с учетом потребностей молодых учителей в профессиональной адаптации и личностно-профессиональном становлении.

Работа с молодыми педагогами организуется в соответствии с принципом

«восхождения»: сначала профессиональная адаптация молодого педагога, затем развитие

у него педагогической компетенции и, наконец, воспитание стремления к творчеству в педагогической деятельности.

Профессиональная адаптация молодого педагога.

План работы наставника по адаптации молодого специалиста к педагогической

деятельности состоит из трех частей — подготовительной, общей и индивидуальной.

Для адаптации к педагогической деятельности молодой специалист составляет под

руководством наставника План профессионального становления.

План рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается

на НМС и утверждается директором.

Как правило, план профессионального становления состоит из двух частей:

— вхождение в должность;

— работа в должности.

Раздел «Вхождение в должность» рассчитан на первый месяц работы. Обычно он составляется по окончании первой недели работы молодого специалиста совместно с наставником и согласовывается с руководителем методического объединения. Этот этап предполагает полное освоение молодым специалистом своих должностных обязанностей, хорошую ориентацию в деятельности и структуре школы.

Раздел «Работа в должности» рассчитан на оставшийся период наставничества. В

данный раздел включаются следующие вопросы:

— изучение основ педагогики и психологии;

— изучение вопросов организации образовательного процесса;

— работа по освоению учебного предмета;

— самостоятельная работа по теме самообразования;

— работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;

— общественная работа, участие в предметном месячнике, заседаниях методического объединения.

По завершении периода адаптации наставник составляет заключение, в котором определяет эффективность адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности.

Результаты работы наставника заслушиваются на заседании методического объединения. Важно, чтобы заместитель директора по УВР совместно с членами методического объединения после окончания адаптационного периода определил дальнейшие пути совершенствования педагогического мастерства молодого специалиста согласно полученным им рекомендациям от наставника.

В соответствии с планом работы учреждения на учебный год проводятся обучающие занятия для начинающих педагогов. Тематика занятий определяется в соответствии с актуальными вопросами профессиональной деятельности, без знания которых процесс становления молодого специалиста будет несовершенным.

Одной из самых необходимых и эффективных форм работы с молодыми

специалистами является консультация, которую могут проводить представители

различных служб учреждения образования. Очень актуальной будет консультация психолога, который познакомит педагогов с особенностями классных коллективов, методами и приемами работы с ними. Необходимой является встреча с классными

руководителями тех классов, с которыми молодой учитель начнет свою работу. Очень важна индивидуальная консультация учителя-наставника и заместителя директора по УВР

после посещения учебных занятий, которая представляет собой подробный анализ их результативности, а также всех позитивных и негативных моментов.

Примерные темы индивидуальных консультаций для молодых педагогов:

— «Оформление и ведение классных журналов»;

— «Составление календарно-тематического планирования»;

— «Ведение контрольных и рабочих тетрадей»;

— «Оформление поурочного планирования»;

— «Организация факультативных занятий»;

— «Оформление и разработка планов воспитательной работы»;

— «Качественная организация оценочной деятельности»;

— «Оформление темы по самообразованию»;

— «Оформление личного портфолио учителя» и т.д.

В работе с молодыми специалистами правомерны все виды самоконтроля:

— обзорный контроль. Его цель — общее ознакомление с профессиональным уровнем

работы молодого специалиста. Он проводится путем посещения всех учебных занятий и внеклассных мероприятий по предмету по какой-либо теме;

— предупредительный контроль. Его цель — выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста;

— повторный контроль позволяет проверить устранение недостатков при обзорном и предупредительном контроле;

— персональный контроль, который позволяет изучить всю работу молодого специалиста за определенный период времени;

— фронтальный контроль, при котором проверяются знания, умения и навыки учащихся, состояние и ведение школьной документации (планы, ведение ЭЖ, тетради и дневники учащихся и т.д.);

— классно-обобщающий контроль, если в одном классе работает несколько молодых специалистов.

Наставник сопровождает и оценивает работу нового сотрудника. Молодой

специалист представляет наставнику отчеты о работе, проделанной в соответствии с индивидуальным планом. Наставник оценивает работу и докладывает результаты заместителю директора по УВР или руководителю методического объединения.

По итогам каждого полугодия наставники и заместитель директора по УВР

анализируют результаты деятельности молодых учителей, определяют перспективы их дальнейшей работы.

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть