Концепция психологической безопасности образовательной среды
Концепция психологической безопасности образовательной среды – это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия.
Данную систему взглядов мы формулируем, исходя из предшествующего теоретического анализа, в результате которого:
Основные положения концепции психологической безопасности образовательной среды таковы.
Анализ угроз позволяет нам сформулировать критерии психологической безопасности образовательной среды.
Первый критерий – это защищенность от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательной среды. Угрозой психологической безопасности будет непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм.
Поэтому второй критерий психологической безопасности образовательной среды – ее референтная значимость, фиксируемая как отношение к ней. Угрозой психологической безопасности будет отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия, так как именно в этом процессе содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь являются: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения.
Третьим критерием психологической безопасности образовательной среды является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия. Для выявления данных показателей психологической безопасности образовательной среды нами создана и апробирована методика «Диагностика психологической безопасности образовательной среды школы».
Психологически безопасная образовательная среда, имеющая референтную
значимость, удовлетворяющая основные потребности в личностно-доверительном
общении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психолого-педагогические технологии, построенные на основаниях диалога, на обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии и направленные на развитие и формирование психологически здоровой личности.
Понятие «психологическое сопровождение» прочно вошло в теорию и практику психологической работы в системе образования. Однако несмотря на широкое распространение оно нуждается в определении целей, результатов, критериев эффективности, содержания деятельности, так как разброс мнений в отношении сути самого понятия чрезвычайно велик: от отождествления понятий «психологическая служба» и «служба сопровождения», использования последней как современного синонима первой до понимания сопровождения как гуманистически ориентированного процесса взаимодействия школьника и психолога.
Необходимость разобраться в содержательном наполнении процесса психологического сопровождения диктуется, на наш взгляд, прежде всего, тем, что данный процесс в определенной степени заменил или потеснил то, что в школе всегда называлось воспитанием. Отсюда еще более актуальной и практико-ориентированной задачей является создание и апробация психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять психологическое сопровождение школьника, адекватное типу школы.
Возвращаясь к теоретическим истокам, можно отметить, что Л.С. Выготский рассматривал общение ребенка со взрослым в качестве одного из ведущих механизмов онтогенетического развития. А в современной практике сопровождение рассматривается, в первую очередь, как система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына в качестве исходного теоретического положения для формирования теории и методики сопровождения рассматривают системно-ориентационный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций.
Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действие в котором несет субъект.
Таким образом, под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Крайне актуальным становится вопрос о характере условий, их оценке, технологиях создания, т. е. фактически мы имеем основание обратиться к еще одному современному психолого-педагогическому понятию – «образовательная среда». Образовательная среда чаще всего понимается как система условий формирования личности и возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Причем в контексте воздействия службы сопровождения на образовательную среду главным предметом внимания становится ее социально-психологическая составляющая. В отечественной психологии связь человек с социальной средой соотносится с проблемой становления человека как личности.
Качественно-количественная характеристика связи личности с социальной средой, динамический результат ее социализации достигаются за счет включения во все возможные каналы коммуникации, т. е. общения в его основных видах: непосредственного и опосредованного. Таким образом, функции общения при их
реализации выступают как достаточные основания для психологического объяснения взаимодействия человека и социальной среды.
Общение в психологии понимается как явление и как процесс. Существенным свойством общения является то, что это есть социальная потребность, которая в ситуации неудовлетворения проявляется как жизненно необходимая. В силу этого она может рассматриваться как пограничная между физиологическими и социальными потребностями человека. Еще одним существенным свойством общения является то, что оно само по себе есть деятельность, своеобразный процесс, порождающий потребность в совместной деятельности. Наконец, существенной особенностью общения является то, что оно служит фоном любой другой деятельности.
Все эти параметры общения порождают психологическую составляющую
образовательной среды школы, а качество их реализации будет либо способствовать позитивному развитию личности, либо порождать деформации, отклонения или препятствия на пути реализации личностного потенциала.
Таким образом, эффективность психолого-педагогического сопровождения может быть оценена в параметрах социально-психологической составляющей образовательной среды школы или в характеристиках педагогической реальности как совокупности всех деятельно-коммуникативных взаимодействий и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса, т. е. можно говорить о среде как об объединяющем начале развития.
Авторы, анализирующие характеристики образовательной среды школы, часто упоминают категорию «безопасность». Одной из существенных психологических опасностей является неудовлетворение важнейшей базовой потребности в личностно-доверительном общении. Длительное ограничение возможностей самореализации ученика приводит к специфическому изменению его личности, побуждающему его выработать комплекс установок на окружающий мир и себя в нем, исходя из переживаний разобщенности значимых связей и отношений, ощущения незащищенности.
Теория «референтных групп» утверждает, что одним из существенных оснований выбора группы в качестве референтной является переживание эмоционального благополучия, трактуемого как чувство эмоциональной защищенности, безопасности.
Именно такие группы получают наибольшую вероятность стать референтными, рассматриваются как «Мы». Отметим и то, что потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностной сферы человека А. Маслоу, без частичного удовлетворения которой невозможно достичь самореализации.
Приведенные обоснования позволяют нам выдвинуть в качестве ключевой психологической характеристики образовательной среды школы характеристику ее безопасности.
Под «безопасной психологической средой школы» мы понимаем среду взаимодействия, свободную от проявления психологического насилия, имеющую
референтную значимость для включенных в нее субъектов (в плане положительного отношения к ней), характеризующуюся преобладанием гуманистической центрации у участников (т. е. центрации на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей) и отражающуюся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.
Задача психолого-педагогического сопровождения безопасности образовательной среды школы – защита (создание безопасности) личности всех участников образовательной среды через создание условий для наиболее полноценного развития и реализации их индивидуальных потенций.
В этой среде вырастает здоровая личность, которая не принимает решения в ущерб себе и окружающим, т. е. фактически безопасная среда – та, которая сохраняет, поддерживает и развивает психическое здоровье и психологическое благополучие ее участников.
Таким образом, можно говорить о еще одном интересном показателе, определяющем деятельность и конкретные технологии сопровождения с целью построения безопасной психологической среды, – о психическом здоровье и психологическом благополучии.
Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы, поэтому в американской культуре принято определять душевное здоровье как вовлеченность в общение и социальное взаимодействие. Запущенность воспитания и неблагоприятные условия окружающей среды становятся причиной различных форм неадекватного поведения человека в обществе, криминального развития личности.
Критерии психического здоровья сегодня не представлены в виде устойчивого комплекса. Исследователи перечисляют целый ряд параметров позитивного психического здоровья:
Критерии психологически безопасной образовательной среды (референтность, удовлетворенность, защищенность):
Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде:
-принцип опоры на развивающее образование и воспитание
-принцип психологической защиты личности
-принцип помощи в формировании социально-психологической умелости
Угрозы психологической безопасности образовательной среды
Формы психологического насилия:
Условия организации безопасной образовательной среды в колледже следующие: